ТАЙНЫ АРИЙСКОГО БОЯ - ЮДДХА ЙОГА 

 

Это случилось очень давно. Более четырех тысяч лет назад, когда появились первые записи, история эта уже воспринималась как глубокая древность. Где и когда это было?

Большинство исследователей помещает прародину индоевропейцев (так называем их мы) или арьев (так наши предки называли себя сами) где-то в центре треугольника, образованного Черным, Каспийским и Средиземным морями.

Именно отсюда началась самая победоносная и значительная по своим последствиям завоевательная экспансия в истории человечества. Случилось это, вероятно, не менее шести тысяч лет назад.

 

Некоторые соображения были высказаны в пользу того, что после первой волны миграции в третьем тысячелетии до новой эры индоевропейцы надолго осели где-то в Приволжско-Уральских степях, образовав вторичную прародину, чтобы далее распространиться почти на всю Евразию. (Слово арья означает «господин» или «наилучший».

Отсюда претензии Гитлера на «арийский дух». Раса арьев – раса господ.) Страна арьев изобиловала горами, поросшими лесом. Дуб, бук, граб, береза, сосна, пихта, грецкий орех... С гор сбегали стремительные реки. По лесам и равнинам бродили дикие туры, волки, львы, леопарды, рыси, шакалы, обезьяны, слоны... Часто случались грозы. Летом стояла жара, зимой в горах выпадал снег. Арьи жили в домах, возделывали ячмень и пшеницу, выращивали плодовые деревья. Их домашними животными были кони, коровы, козы, овцы, ослы. Широко применялись колесницы. Были у них и довольно большие лодки. Общество отличалось довольно сложной социальной организацией.

 

Вожди правили, жрецы совершали обряды. Уже существовали профессиональные, воины, земледельцы, врачи, кузнецы и т.д. Что же заставило древних индоевропейцев покинуть гостеприимную страну и, оттесняя другие народы на окраины, завоевать почти весь мир? Скорее, правильно задать другой вопрос: что дало им такую возможность?

Воевали тогда все. Детей было много. Совершенная по тем временам арийская цивилизация обеспечила их выживаемость. Стало быть, потребовались новые земли. Возможность широких завоеваний обеспечивалась многими факторами.

Арьи были хорошо организованны. Это позволило создать большие по тем временам армии. Военное искусство стояло высоко и стремительно развивалось. Копья, луки и стрелы, применялись и при охоте; революцию в военном деле совершило появление мечей, боевых топоров, особых боевых луков и стрел, щитов и боевых колесниц.

 

Лучше вооруженные, лучше организованные, более цивилизованные и обладавшие более глубоким мировоззрением (корни всех наших религий и философских систем – там), наши предки индоевропейцы по мере экспансии смяли и вытеснили на окраины известной тогда земли другие народы. И до сих пор на языках индоевропейской группы, куда входит и наш русский, говорят народы, правящие миром. Само слово арья сохранилось в санскрите и ряде современных индийских языков; это – уважительное обращение к старшему – господин. Также и в названии современного Ирана звучит древнее Арьяна – страна арьев. Появление профессиональных армий и, следовательно, профессиональных воинов потребовало специфических методов их подготовки. Методы эти шлифовались в течение тысяч лет. Пехотинцы, всадники, бойцы на колесницах, лучники, пращники, разведчики и т.д., равно как и полководцы разного ранга готовились в соответствии с канонами тогдашней боевой традиции.

 

В отсутствии письменности, каноны эти передавались путем заучивания наизусть. Живыми книгами были жрецы, вытренированные запоминать и безошибочно воспроизводить огромные тексты. Уже после появления письменности, долгое время самое важное ей не доверяли – даже высеченное на камне считалось не таким надежным, как человеческая память. В дальнейшем часть из этих канонов была записана, и лишь малая частичка этих записей дошла до нашего времени.

 

В 1906 году у художника Аркадия Георгиевича Харлампиева, родился сын Анатолий. Отец Аркадия Георгиевича и дед Анатолия Аркадьевича, Георгий Харлампиев, как и его братья, был большим любителем борьбы и кулачного боя. О его подвигах ходили легенды. Например, такая: Как-то братья Харлампиевы втроем вызвали на кулачный бой весь Смоленск. Против них вышло несколько десятков самых крепких бойцов и больше сотни обычных любителей драки. Когда первые противники братьев со свернутыми челюстями рухнули на лед, вся толпа подалась назад; потом еще несколько человек были сбиты с ног, и началась паника. Кончилось дело полной победой братьев. Долгое время в семье Харлампиевых хранились дореволюционная монета в три копейки, которую дед Харлампиев разорвал пальцами.

 

Аркадий Георгиевич в физическом развитии пошел по стопам отца. В то же время он мечтал стать и стал художником. Императорская Академия Искусств послала его, как отличившегося, учиться во Францию. Учась в Париже, Аркадий Георгиевич в какой-то момент перестал получать стипендию Академии и остался без денег. А учиться дальше ему очень хотелось. И тогда он принял предложение своих друзей выступить на профессиональном ринге.

Одержав ряд блистательных побед и став чемпионом Франции в тяжелом весе под псевдонимом Шарль Лампье, Аркадий Георгиевич участвовал в Первой Мировой Войне, был ранен, попал в немецкий плен, бежал, вернулся во Францию и затем в Россию, где стал общепризнанным «отцом» советского бокса.

 

В 1922 году шестнадцатилетний Анатолий Аркадьевич Харлампиев начал свои знаменитые странствия по Кавказу и Средней Азии в поисках приемов единоборства и методов подготовки бойца. Сохранившиеся тогда еще национальные виды борьбы давали ему обширный материал.

В начале восьмидесятых об этом был снят художественный фильм «Непобедимый». В действительности все обстояло гораздо жестче и невероятнее, чем в фильме. Анатолию Аркадьевичу приходилось бороться с профессиональными атлетами, вдвое его тяжелее много часов подряд. Как только один из его противников оказывался повержен, тут же против «уруса» выходил свежий боец. Результатом огромной работы по собиранию и систематизации приемов и методов стало создание борьбы «Самбо».

 

Автору посчастливилось в течение почти двенадцати лет очень близко знать Анатолия Аркадьевича и быть его учеником – скорее в восточном, чем в западном смысле этого слова. Именно Анатолий Аркадьевич в какой-то момент поделился со мной мыслью, что за всеми национальными видами единоборств стоит древняя Прасистема. В поисках ее следов я пришел к выводу, что японские системы единоборства, в то время у нас многими почитавшиеся эталоном, были заимствованы у китайцев; а сами китайцы склонились перед авторитетом боевого искусства Бодхидхармы – индийского принца, проповедовавшего Дхъяна-Буддизм (по-китайски – Чань, по-японски –Дзен) и основавшего монастырь Шао-Линь.

Это направило дальнейшие изыскания в сторону древней Индии. Оставалось только выучить санскрит.

 

В то время в Библиотеке имени Ленина категорически запрещалось выдавать англоязычные книги по боевым искусствам, например, по каратэ. Что же касалось книг на санскрите... на них запреты не распространялись. Может быть, потому, что во всем Советском Союзе всех, знавших этот язык, можно было пересчитать по пальцам. Да и в самой библиотеке не было такого знатока. Хранители этих фондов в лучшем случае могли правильно определить названия, возможно, не понимая, что они значат. К своему большому изумлению, на многих книгах я обнаружил выполненные готическим шрифтом клейма библиотек Третьего Рейха. Проявляя самый пристальный интерес к исследованиям в области индийских древностей, Гитлер финансировал более пятидесяти (!) научно-исследовательских институтов. После разгрома фашистской Германии, книги оказались среди трофеев. Часть из них была посвящена боевым искусствам.

 

Долгие годы исследований, сопровождаемые интенсивной практикой и собственных занятий автора и занятий его учеников, позволили разобраться хотя бы в некоторых аспектах древних методик. После великого побоища, учиненного между собой потомками Бхараты, значительная часть самых квалифицированных воинов была истреблена. После этого боевое искусство в Индии постепенно пришло в упадок. Фрагменты многотысячелетних канонов сохранились, разбросанные по разным книгам. В средние века образовалась и поныне живая школа «Калари-Паятту», мало имеющая общего с древней Системой.

 

Поговорим же о старой школе, наиболее близкой к еще более старой школе Арийского Боя. Одним из методов подготовки воина было «спортивное» единоборство – боевая игра. Уже тогда четко различались борьба и кулачный бой; существовало специфическое единоборство, где били только ногами, а руками разрешалось делать захваты (в подготовке пешего воина, у которого в бою руки были заняты мечом и щитом). Наконец, существовало комплексное единоборство, где разрешалось почти все, кроме ударов пальцами в глаза, щипков, царапаний и укусов; иногда запрещалось бить сбоку по колену ноги, касающейся земли. Это напоминало древнегреческий Панкратий.

 

В совершенстве овладевший единоборством без оружия воин приступал к работе с оружием. Его древние различали четыре вида:

 

  • свободное или метательное (например, диск)

  • несвободное (например, меч)

  • свободно-несвободное, которое можно использовать и так и так (например, копье)

  • метаемое посредством машины (например, лук со стрелами, или катапульта)

 

Считанные единицы обучались владению так называемыми «астра» – изощренные сверхмощные виды оружия, из которых упомянем в качестве примера Брахма-астра, по описанию сильно смахивающее на атомную бомбу: «При применении Брахма-астра возникает сияние ярче тысячи Солнц. Люди, кони, колесницы, города сгорают, превращаясь в пепел. У женщин, спрятавшихся в пещерах, в утробах погибают младенцы...».

 

Будущие полководцы изучали тактику и стратегию. Что же наиболее интересно нашим современникам из всего многообразия древнего военного искусства? Это зависит от цели. Призовой боец и его тренер, инструкторы и бойцы спецназа прежде всего заинтересуются методами подготовки и эффективной техникой и тактикой ведения единоборства. Военачальникам может оказаться полезным знание древних стратагем. Философы и психологи сосредоточатся на стройной системе становления личности. Отдельные тренировочные методы могут быть применены и к видам спорта, далеким от борьбы, например, к различным прыжкам или бегу, а также, для сохранения юности и здоровья.

 

Ради примера, разберем то, что делалось в древнем «тренировочном зале» при подготовке элитных воинов, например, принца и его свиты. В древней Индии система подготовки воина называлась Юддха-Йога – «Йога битвы» или Дхарма-Йога – «Йога Чести». Все начиналось с досконального овладения движением. Согласно представлениям арьев, человеческое тело может принять 312 основных позиций. Остальные позиции являются их вариациями.

Первым шагом в тренировке как раз и являлось практическое изучение особенностей каждой из позиций и их взаимоотношений друг с другом. Только после достижения полного овладения позициями, приступали к передвижениям.

И только потом к передвижению, как таковому присоединялись специфические боевые формы.

Одновременно с изучением формы, проводились изнурительные занятия по «Щактивардхана», что буквально переводится как «увеличение возможностей тела».

 

В определенной последовательности, которая рассчитывалась в соответствии с астрологической ситуацией, индивидуальными особенностями ученика, стадией обучения и поставленной задачей, выполнялись до 390 изощренных комплексов упражнений. Были и контрольные нормативы. Например, высота прыжка с места у элитного воина должна была быть не менее двенадцати локтей, а у суперэлитного (принца) – двадцати четырех локтей; соответственно, нормы прыжка в длину – двадцать четыре и сорок восемь локтей. В беге на скорость элитный воин должен был обгонять зайцев и газелей, что примерно эквивалентно стометровке за шесть секунд. Принц бегал наравне с гепардами.

О беге на выносливость - тогдашние гонцы-скороходы доставляли сообщения на расстояния в несколько десятков километров быстрее всадников на лошадях.

 

Затем досконально изучалась техника и тактика различных видов боя без оружия. Если, например, современное каратэ различает несколько десятков ударов руками и ногами, древняя арийская наука различала десятки тысяч простых и сложных ударов. Конечно же, такое количество движений невозможно довести до автоматизма. На выручку приходила стройная система, при которой отрабатывались не отдельные удары, а ударообразование. В результате, конкретные движения автоматически возникали во время конкретного боя, чтобы, быть может, никогда не повториться вновь. Ибо стереотипно движущийся боец оказывается легкой добычей для того, кто движется непредсказуемо.

 

Такая же изощренная система существовала и в отношении бросков, удушений, своеобразной техники «отрывания конечностей», вывихов и переломов и т.д. Несколько особняков стояли вибрационные техники «разрушения без движения», искусство поражения противника особо модулированным голосом, борьбы в воде и на дереве и т.д. Укрепив тело и овладев им, воин начинал многоступенчатую программу овладения оружием. Здесь тоже были свои нормативы, например, элитный лучник всаживал десять стрел одну в другую на расстоянии двести локтей. Воины обучались и конному бою и бою на колесницах и т.д. Описаны и методики создания практически неуязвимого воина. Эта тема пересекалась с поисками личного бессмертия...

 

Вадим Вязьмин.

Боевая Йога

По вопросам занятий в Школе и личных консультаций звоните

+7(910)404-94-34

​© 2016 "Дхарма Марга"